Участники отходоперерабатывающей отрасли обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не откладывать вступление в силу закона «Об отходах производства и потребления» на 2018 год, о чем месяц назад попросили производители товаров.
Вступивший в силу с 1 января 2015 года ФЗ «Об отходах производства и потребления» вызвал ожесточенные споры между производителями товаров и участниками отходоперерабатывающей отрасли: первые считают, что нужен переходный период до 2018 года, а вторые категорически против. И производители товаров, и переработчики обратились с письмом к президенту России с абсолютно противоположными инициативами. Закон обязал импортеров и производителей с этого года самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов товаров и их упаковки, а если нет возможности обеспечить утилизацию, то уплачивать экологический сбор в бюджет РФ за вывоз мусора и его переработку. Теперь производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор и переработку определенного процента от объема выпущенной на рынок продукции, включая упаковку, которая после утраты потребительских свойств становится частью твердых коммунальных отходов, например, после употребления напитков, замены батареек, шин или выхода из строя бытовой техники. При этом ключевые параметры (перечни товаров, подлежащие утилизации, нормативы, ставки экологического сбора) будут установлены правительством не раньше июля 2015 года.
Мы не имеем возможности запланировать расходы на создание систем утилизации упаковки товаров и сформировать необходимые инвестресурсы в текущем налоговом периоде , говорится в обращении к Путину от 19 ассоциаций производителей товаров, направленном президенту в апреле. В настоящее время в проектах постановления правительства установлены ставки экологического сбора в размере от 1,5 до 4,5% от себестоимости тонны или единицы продукции, а заявленный перечень товаров, которые надо утилизировать, включает почти всю товарную номенклатуру от охотничьего ружья до столовой посуды. По мнению производителей, это еще больше усилит рост потребительских цен в среднем на 3-15%. До 15 октября этого года надо уплатить первый экологический сбор за товары, подлежащие утилизации, выпущенные за 9 месяцев этого года. Притом что подзаконных актов, прописывающих, сколько и за какие конкретно товары необходимо уплатить сбор, еще нет. То есть надо заплатить столько, не знаю сколько, и пока непонятно за что , — говорит Любовь Меланевская, исполнительный директор НА РусПЭК (объединяет крупнейших производителей упаковки и товаров в упаковке). Производители утверждают, что они сами заинтересованы в переработке тары и ее вторичном использовании, так как это позволит снижать им себестоимость продукции. Но нужно время для создания реально работающей системы, конкретный план мероприятий по достижению целей введенного регулирования. В России до сих пор нет статистики, сколько производится и импортируется упаковки и хватает ли существующих мощностей для ее переработки. Отсутствие переходного периода означает, что бизнес не будет иметь возможности выполнить требования закона самостоятельно, соответственно, не будет достигнута основная цель закона — стимулирование производителей выстраивать собственные системы утилизации и переработки отходов , — говорит Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям пивоваренной компании Балтика .
Вызывает у производителей и вопрос ставок сбора, которая устанавливается на основе усредненных затрат на сбор, транспортировку, переработку отходов. Почему утилизировать дорогой холодильник будет дороже, нежели дешевый? Это будет демотивировать производителей выпускать более качественный товар, считают участники рынка. Производители считают, что в течение 3-5 лет можно инициировать создание современной отрасли переработки отходов и производства из них вторичных материальных ресурсов с оборотом более 300 млрд рублей уже в 2018-2020 годах, из них возможные поступления в бюджет составят 110-120 млрд рублей в год. Например, Европейская директива по обращению с отходами упаковки была принята в 1994 году, а нормативы начали применяться в странах ЕС только с 2001 года, то есть переходный период составил 7 лет.
Кроме того, производители хотят, чтобы средства экологического сбора, которые будут поступать в госбюджет, направлялись именно на утилизацию отходов, но на 2015 год такой строки расходов в бюджете нет. Средства экологического сбора будут растворяться в бюджете, как это происходит с утилизационным взносом на автомобили. Иными словами, производители, импортеры заплатят за утилизацию отходов их продукции, а на практике, скорее всего, эти отходы будут идти на захоронение, как и раньше , — говорит Любовь Меланевская. Однако предприятия, занятые в сфере вывоза мусора, сбора и утилизации различных видов отходов, считают, что никакого переходного периода не надо. Они тоже обратились к Владимиру Путину с письмом. Участники рынка увидели возможность загрузить свои производственные мощности на 100%, в то время как сейчас они загружены лишь наполовину. Такой невысокий уровень переработки участники рынка объясняют тем, что до принятия данного закона не было приоритета переработки над захоронением, так как существующие тарифы на вывоз мусора на свалку слишком низкие. Петр Бобровский, председатель технического комитета №223 Упаковка Росстандарта, знаком с инициативой переработчиков. По его мнению, эффективнее будет, если переработчики, производители и ретейл смогут наладить взаимодействие. Он также полагает, что вместо моратория лучше начать с небольших уровней утилизации: например, если для переработки конкретного вида отходов есть инфраструктура, то установить обязательство утилизировать хотя бы 5% — иначе и через 3 года никто не будет готов.
Эксперт подчеркивает, что от разработки закона до вступления его в силу прошло более 3 лет, многие производители за это время создали свои программы экологической ответственности. Разработаны государственные стандарты (ГОСТ) по ресурсосбережению. Если учесть лучшие практики в подзаконных актах, то это будет на пользу всем участникам рынка , — говорит Петр Бобровский. По мнению перевозчиков и переработчиков бытовых отходов, государство к принятию этого закона шло 17 лет, и откладывать его вступление в действие нецелесообразно. Давайте еще 17 лет подождем! Надо же начинать когда-то! Другое дело, что подходить к процессам нужно гибко. У нас в России большая проблема с организацией сбора, вывоза мусора и отсутствием специалистов в отрасли , — говорит заместитель генерального директора одной из крупнейших компаний по вывозу мусора — Николай Колычев. В Петербурге и Ленобласти работает около 10-15 крупных и средних компаний, занимающихся вывозом отходов, и сотни мелких компаний и частников. Участники рынка объясняют большое количество мелких игроков отсутствием лицензирования этой деятельности.