С 1 января 2019 года Нижегородская область, как и другие регионы России, перешла на новую систему по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. На территории 7 кластера, куда входит г. Саров, новую коммунальную услугу «Обращение с ТКО» оказывает региональный оператор ООО «МСК-НТ». Федеральная реформа вызывает у населения много вопросов, с которыми мы обратились к директору Нижегородского филиала ООО «МСК-НТ» Ивану Алексеевичу ЕГОРШИНУ.
– Иван Алексеевич, с переходом на новую систему обращения с ТКО главный вопрос, который чаще всего задают жители г. Сарова – как производится расчёт платы за новую коммунальную услугу?
– Плата за коммунальную услугу складывается из двух составляющих: единого тарифа регионального оператора и норматива накопления ТКО.
Постановлением Правительства Нижегородской области № 905 от 26.12.2018 г. «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Нижегородской области.
Они составляют:
— для жителей частных домов – 2,33 куб. м. с человека в год;
— для жителей многоквартирных домов – 0,1 куб. м. с кв. м. в год.
Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области № 56/26 от 20.12.2018 г. установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Для Арзамасского кластера (куда входит г. Саров) в первом полугодии 2019 г. он составляет 593,54 руб./куб. м., во втором – 609,62 руб./куб. м.
Так, например, если в индивидуальном доме (г. Саров) зарегистрированы три человека, то платеж за коммунальную услугу будет рассчитываться следующим образом: 593,54 руб.*2,33 м3/12*3 чел.=345,74 руб.
Для жителей квартиры площадью 50 м2 (г. Саров) размер платы за вывоз ТКО в первом полугодии 2019 года составляет:593, 54 руб.*0,1 м3/12*50 м2=247,31 руб.
Саровчане могут произвести расчёт платы за коммунальную услугу самостоятельно с помощью онлайн-калькулятора на сайте Нижегородского филиала ООО «МСК-НТ» http://nizhny.msk-nt.ru/
– Предусмотрены ли льготы на новую коммунальную услугу «Обращение с ТКО»?
– Как и на другие коммунальные услуги на услугу регионального оператора предусмотрены меры социальной поддержки в виде субсидий и ЕДК.
Кроме того, в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области Глеба Сергеевича Никитина № 178 от 26.12.2018 г. установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к цене за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для двух категорий граждан, не получающих иные меры социальной поддержки из регионального и федерального бюджетов на оплату ЖКУ. К ним относятся одиноко проживающие пенсионеры с доходом ниже 21674 руб., а также семьи со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума.
Таким образом, указанные категории граждан будут платить половину суммы, начисленной за коммунальную услугу. Для получения льготы граждане должны обратиться в органы социальной защиты по месту жительства.
– До 1 января 2019 года плата за вывоз мусора входила в стоимость услуги по содержанию жилого помещения. Должна ли управляющая компания снизить стоимость своих услуг?
– Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт «а» пункт 4 статьи 9) предусмотрено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах для такого изменения не требуется.
Таким образом, в платёжном документе за январь 2019 года плата за содержание жилого помещения должна быть уменьшена на размер фактических затрат, которые несла управляющая компания на вывоз твёрдых бытовых отходов в декабре 2018 года.
В Сарове с 1 января 2019 года Постановлением администрации г. Сарова от 18.12.2018
№ 3806 установлен новый размер платы за содержание жилого помещения. Фактически размер платы уменьшился на 1.88 р. с 1 квадратного метра.
Управляющая компания по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязана представить документы, подтверждающие факт исключения указанных затрат, в том числе документы, обосновывающие расчёт нового размера платы.
– Одна из крупнейших УК Сарова разослала собственникам квартир МКД информацию, что жильцы обязаны до 01 января 2019 г. заключить прямые договоры с региональным оператором. Действительно ли они обязаны это сделать? Как будет проходить заключение договоров?
– Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» установлена возможность заключения договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно между региональным оператором и потребителями услуг. Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Также, ресурсо-
снабжающая организация (региональный оператор) получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключённый с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
Такое право региональный оператор получает, если размер задолженности равен или превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Прекращение договора может наступить независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.
– Иван Алексеевич, жители г. Сарова не заключали договор с региональным оператором, должны ли они платить за коммунальную услугу «Обращение с ТКО»? И кто вообще должен заключать договор с региональным оператором?
– Договор с региональным оператором обязан заключить каждый собственник твёрдых коммунальных отходов. Физическим лицам подписывать письменный договор не обязательно. Жителям многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов новая коммунальная услуга предоставляется в рамках договора публичной оферты.
Что такое публичная оферта? Офepтa – нeкoe пpeдлoжeниe o зaключeнии дoгoвopa, кoтopoe мoжeт иcxoдить кaк oт чacтнoгo лицa, тaк и oт opгaнизaции. Ecли жe пpeдлoжeниe будeт aдpecoвaнo cpaзу нecкoльким лицaм, тo oфepтa aвтoмaтичecки пpeвpaщaeтcя в публичную. Оферта регулируется статьями 435-449 Гражданского Кодекса РФ.
С текстом типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, вы можете ознакомиться на сайте Нижегородского филиала ООО «МСК-НТ» в разделе «Документы» http://nizhny.msk-nt.ru/o-kompanii/dokumenty/ .
Если в многоквартирном доме собственниками помещений не принято решение о переходе на прямые договоры с рег-оператором, договор в отношении жилого фонда такого дома с региональным оператором обязана заключить управляющая компания.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключение договора с региональным оператором обязательно. За отсутствие договора предусмотрена административная ответственность, закреплённая статьёй
8.2 КоАП РФ «за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
– Учтено ли, что, поскольку вывоз мусора внесён в перечень коммунальных услуг, должен быть выдержан предельный рост тарифа на них в следующем году – не более 1,7% с 1 января и не более 2,4 с 1 июля?
– Тариф на услугу регионального оператора утверждается Региональной службой по тарифам. Регулирование роста тарифа входит в полномочия РСТ. Процент роста тарифа на услугу регионального оператора ООО «МСК-НТ» произойдёт с 01 июля 2019 года и составит 2,7% к уровню первого полугодия 2019 года, что не превышает роста индекса потребительских цен.
– Многие жители возмущены тем, что платежи за вывоз ТКО поступают и в тех случаях, когда в жилом помещении никто не проживает. Нужно ли платить за услугу, если в доме/квартире никто не зарегистрирован?
– Если в индивидуальном жилом доме или квартире никто не проживает, платить за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» необходимо собственнику жилого помещения. Пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354: «При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения».
– К региональному оператору по вывозу ТКО также обращаются с просьбами установить новые контейнеры. Иван Алексеевич, разъясните, пожалуйста, кто несёт ответственность за установку контейнеров и организацию контейнерных площадок?
Создание мест (площадок) накопления ТКО, их содержание, а также установка контейнеров относятся к полномочиям органов местного самоуправления или собственникам земельного участка. Порядок создания контейнерных площадок для сбора и накопления ТКО устанавливается Правилами обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждённых Постановлением правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Пункт 3 этих правил гласит, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Зона ответственности регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
– Иван Алексеевич, многие жители частного фонда г. Сарова не хотят платить за вывоз отходов, ссылаясь на отсутствие контейнерных площадок на их улицах. Будет ли сделан перерасчёт?
– Нет, перерасчёта платы за услугу не будет. Недостаточность или отсутствие на какой-либо улице контейнерной площадки не является основанием для снятия начислений или произведения перерасчёта. Услуга оказывается с 1 января 2019 года.
Маршрут движения спецтехники согласован с городской администрацией, сбор осуществляется бестарным способом.
В ближайшее время региональным оператором будут расставлены дополнительные контейнеры для накопления ТКО на улицах частного фонда г. Сарова.
– Планирует ли региональный оператор открыть в Сарове пункт приёма батареек и прочих опасных отходов?
– Что касается пункта приёма батареек и прочих опасных отходов, его открывать мы не планируем. Батарейки, люминесцентные лампы, ртутные градусники, масляная ветошь, старая резина не входят в перечень твёрдых коммунальных отходов. Это опасные отходы, и они должны утилизироваться в соответствии с законодательством. Для осуществления этой деятельности необходима специальная лицензия.
– А как быть, если на территории г. Сарова появятся стихийные свалки? Кто будет их ликвидировать?
– В случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 м3 на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
– уведомить собственника земельного участка, орган местного само-
управления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов,
– уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней не ликвидирует несанкционированную свалку и не заключит с региональным оператором договор на ликвидацию несанкционированной свалки, региональный оператор в течение 30 дней ликвидирует её самостоятельно.
В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов.
– Многих жителей г. Саров также интересует дальнейшая судьба саровского мусора. Куда теперь вывозят ТКО?
– Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области № 752 от 8.11.2016 г. «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области», большая часть саровского мусора теперь едет на Новоигумновский полигон под Дзержинском, где находится современный мусороперерабатывающий завод. Всё, что можно, отсортировывают на переработку, остальное утилизируют. Меньшая часть мусора отправляется на ряд других полигонов.
К современным полигонам предъявляются очень большие требования. Во-первых, строится геомембрана, чтобы защитить почву. Полигонный фильтрат отводится по системе дренажа и далее проходит очистку на очистных сооружениях. Проводятся все работы, необходимые для защиты окружающей среды. Полигон делится на так называемые карты, по мере заполнения которых проводится их полная рекультивация – всё засыпается песком, покрывается плодородным слоем почвы, высаживаются растения.
– Новая федеральная реформа предполагает также переход к раздельному сбору отходов. Иван Алексеевич, расскажите, когда в Сарове начнётся РСО, и каким образом он будет осуществляться?
– К раздельному сбору отходов Нижегородская область планирует перейти с 1 января 2020 г. На контейнерных площадках появятся два контейнера: один для отходов, которые годны к вторичной переработке (бумага, стекло, пластик, металл) и второй контейнер для смешенных отходов. «Сухие» отходы будут вывозиться отдельным транспортом на модернизированные сортировочные станции, для последующей сортировки по видам и направляться на переработку.
– Иван Алексеевич, спасибо за информативную беседу. В завершение нашего интервью хотелось бы узнать ваше мнение: как вы считаете, зачем нужна мусорная реформа?
– Данные последних экологических исследований шокируют: сейчас на территории нашей страны накоплено более 30 миллиардов тонн мусора. Перерабатывается только 10% твёрдых бытовых отходов. Территории свалок разрастаются, занимая всё большую площадь. Если ничего не предпринимать, то в скором будущем Россию ждёт экологическая катастрофа. Мусорная реформа вводится для решения следующих вопросов: организация индустрии переработки мусора. Мусор не должен бесконечно накапливаться на свалках. Кроме того, большинство полигонов ТКО, созданных в 90-е годы прошлого столетия, морально устарели, достигли или вот-вот достигнут своей предельной ёмкости. Требуется появление новых, экологически безопасных полигонов, обеспеченных природосберегающими технологиями. Таким образом, мусорная реформа нужна, прежде всего, для улучшения экологической обстановки в стране, а также экологической воспитанности населения.
Обратиться к региональному оператору можно любым удобным способом:
1. По телефону горячей линии: 8 (831) 265-31-22.
2. Отправить сообщение на электронную почту: nfilial@msk-nt.ru
3. Посетить офис: г. Саров, ул. Зернова, д. 62, корп. 1.
Материал: «Голос Сарова»