Вывоз ТКО и КГО 8(831) 265 31 86
Заказать звонок
Вывоз мусора опять в тренде аналитики. Пять лет правительство обсуждало регулирование отрасли управления отходами. За это время текст законопроекта изменился до неузнаваемости. В конце 2014 года поправки к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» были приняты. Это знаковое событие для отрасли, однако без полного пакета подзаконных актов об истинной сути изменений говорить рано. В самих поправках к федеральному закону учтены и требования бизнеса, в частности, вводится полный запрет на захоронение неотсортированных отходов. Но не все нововведения столь однозначные.

Цель поправок к Федеральному закону N 89 «Об отходах производства и потребления» — экономическое стимулирование и создание цивилизованной системы обращения с бытовыми отходами, проще говоря системы затрагивающей вывоз мусора.

Поправки не подразумевают наделения какой-либо структуры монопольными функциями на рынке планирования и строительства инфраструктуры управления отходами, как это обсуждалось ранее. До этого шла речь о создании федерального оператора, который мог бы контролировать целевые средства бюджета. Любая монополизация рынка, даже на региональном уровне, наносит непоправимый урон рынку. Вводить законодательно монополию на высококонкурентном рынке — абсурд.

Бизнес-сообщество долго просило на законодательном уровне запретить захоронение неотсортированных отходов, и власть услышала бизнес. Это одна из самых эффективных мер стимулирования отрасли затрагивающей вывоз мусора, которую может принять государство. Предварительная сортировка имеет ряд неоспоримых преимуществ как для экологии, так и для бизнеса. Прежде всего, на 40-60% сокращается объем отходов, что позволяет существенно сократить число полигонов на территории РФ, снижается нагрузка на экологическую систему. Во-вторых, в процессе сортировки мы извлекаем ценные фракции, примерно 300 кг мусора из каждой тонны идет на переработку, продажу или депонирование для дальнейшей переработки. Стекло, пластик, металл — сегодня эти ценные фракции мы хороним на полигонах, когда весь мир делает на мусоре деньги.

Предварительная сортировка позволит собирать достаточное количество сырья для переработки. Сегодня компании, занимающиеся вывозом мусора готовы строить современные экологичные мусороперерабатывающие заводы, но для их функционирования просто нет сырья. По количеству и качеству отходов крупные города у нас давно сравнялись с европейскими столицами. Но по культуре обращения с отходами мы отстали не на одно десятилетие.

Как только мы получим необходимый объем отсортированного мусора, бизнес будет инвестировать в развитие отрасли, начнется строительство мусороперерабатывающих заводов по всей стране. Сегодня ряд регионов успешно реализовал у себя комплексные проекты по управлению отходами, что позволило им построить у себя как сортировочные, так и мусороперерабатывающие современные центры. Ярким примером может послужить Астраханская область, которая не первый год успешно сортирует отходы и извлекает прибыль из мусора, который по всей стране просто складируется на полигонах. Но пока таких регионов единицы. По нашим оценкам, в каждом субъекте РФ необходимо от 3 до 4 сортировочных центров.

Однако в деле вывоза мусора недостаточно просто запретить захоронение неотсортированного мусора. Важно продумать механизм контроля. Если контроль будет неэффективен, несанкционированные свалки продолжат свое существование. Именно несанкционированные свалки и полигоны старого образца представляют серьезную угрозу для экологии. Передовые регионы инвестируют средства в рекультивацию полигонов старого образца, в строительство современных, безопасных для окружающей среды объектов. Но проблема несанкционированных свалок все еще остро стоит по всей стране, особенно много таких объектов рядом с крупными городами. Те, кто сегодня бесплатно вывозит мусор на закрытые полигоны, вряд ли добровольно согласятся платить за сортировку отходов. Необходимы продуманные эффективные механизмы контроля.

Но не все предполагаемые изменения повлекут за собой развитие отрасли. Одновременно с предварительной сортировкой правительство вводит обязательное лицензирование на деятельность по транспортировке и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Лицензирование — один из самых отсталых и неэффективных способов регулирования, даже при условии отраслевого саморегулирования. Крупные игроки рынка лицензию на вывоз мусора получат без труда, а небольшие организации решат проблему коррупционным путем. Раньше так и было, 5-7 лет назад новая транспортная компания с лицензией на вывоз ТБО стоила в регионе около 3 млн рублей, а в Москве стоимость доходила до 8 млн рублей. Именно из-за такой коррупционной составляющей и было отменено лицензирование, несмотря на отчаянное сопротивление надзоров. С инициативой отмены лицензирования выступил лично президент РФ в рамках предложенной им реформы технического регулирования. Зачем снова возвращаться к практике, которая уже доказала свою неэффективность, — непонятно.

Этот год будет непростым для экономики в целом и нашей отрасли в частности. Надеюсь, что законодатель и регуляторы применят все необходимые инструменты господдержки, чтобы управление отходами и рециклинг оставались лидерами инвестиционного процесса в коммунальном секторе экономики. Успешная практика господдержки уже есть в ряде российских регионов, надо распространять этот опыт на всю страну.

По материалам «Российской газеты»

Указанная цена не является окончательным и точным расчетом, а представляет собой лишь примерную оценку. Точную стоимость могут определить лишь специалисты ООО «МСК-НТ» после уточнения дополнительных параметров, которые могут быть индивидуальными для каждого случая. Итоговая стоимость может быть как больше, так и меньше указанной выше суммы. Для точного расчета можно связаться со специалистами по телефону
8 (499) 400-10-41. также вы можете оставить свой телефон, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Дальнеконстантиновский Перевозский Вадский Шатковский Лукояновский Починковский Первомайск Арзамасский Арзамас Саров Дивеевский Вознесенский Ардатовский Дальнеконстантиновский Перевозский Вадский Шатковский Лукояновский Починковский Первомайск Арзамасский Арзамас Саров Дивеевский Вознесенский Ардатовский Воротынский Пильнинский Сеченовский Краснооктябрьский Большеболдинский Гагинский Бутурлинский Сергачский Лысковский Спасский Княгининский Большемурашкинский Воротынский Пильнинский Сеченовский Краснооктябрьский Большеболдинский Гагинский Бутурлинский Сергачский Лысковский Спасский Княгининский Большемурашкинский