Вывоз ТКО и КГО 8(831) 265 31 86
Заказать звонок

Мусорные полигоны в России переполнены, рост объема отходов и система их захоронения вызывают недовольство людей. Решить проблему могут новые рабочие процессы и современные технологические решения по обращению с отходами.

Ключевая проблема отрасли

Несмотря на многочисленные эко-инициативы, объем мусора в России продолжает расти. Площадь российских свалок ежегодно увеличивается на 0,4 га. Это соответствует территории Москвы и Санкт-Петербурга вместе взятых.

И для потребителя, и для самих операторов мусорные полигоны и стихийные свалки стали ключевой проблемой. Граждане ждут их планомерной ликвидации или как минимум удаления от своего места жительства. Кроме того, общество требует обоснованной тарифной политики, высокого качества услуг и снижения негативного влияния на экологию. Недовольство населения уже вылилось в серию протестных акций в российских регионах, включая Московскую, Новгородскую и Архангельскую области.

Отвечая на общественный запрос, операторы вывозят мусор, наращивая издержки на транспортировку отходов и создание инфраструктуры. Но в итоге все равно сталкиваются с дефицитом емкости полигонов. Фактически отрасль подошла к своим естественным пределам: ни площадь полигонов, ни транспортное плечо вывоза отходов, ни издержки не могут расти до бесконечности.

Эти противоречия влияют на восприятие отрасли обществом, которое выступает главном заказчиком услуги. А государство чаще всего разделяет его позицию.

Полностью снять эти противоречия вряд ли возможно. Единственный рабочий вариант для операторов — внедрять другие технологии переработки ТКО. Однако и роль государства не стоит недооценивать.

Что же необходимо отрасли для того, чтобы снять проблему переполненных свалок и выйти на новый уровень?

Системность в реформах

С января 2019 года в России ввели новую систему обращения с ТКО. Изменились принципы и механизмы сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора. Основная цель новаций — решить проблему с захоронением отходов на свалках, повысить глубину переработки ТКО и снизить социальную напряженность.

Для отрасли, которая не реформировалась более полувека, изменения давно назрели. Но проблема в том, что вводятся они избирательно. Города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — получили отсрочку с введением мусорной реформы до 1 января 2022 года.

Притом именно мегаполисы генерируют основную часть мусора в России. Отходы крупных агломераций, как правило, утилизируются в других регионах по устаревшим схемам, вызывая социальные волнения.

Такая избирательность показала неопределенность в выборе стратегии реформирования отрасли. По сути, движение идет разнонаправленно и не позволяет операторам и администрациям регионов сбалансировать отношения с обществом.

В целом по стране власти надеются повысить долю утилизации ТКО с нынешних 5—7% до 36% к 2024 году: такие целевые показатели отражены в нацпроекте «Экология». По Центральному федеральному округу доля должна быть ощутимо выше — в среднем 60%. Это вновь возвращает нас к вопросу о решениях, которые позволят эффективно утилизировать мусор.

Правильные технологии

Для большинства населенных пунктов захоронение отходов — пока единственный доступный вариант. Но в нынешнем виде полигоны, безусловно, оставлять нельзя, а для модернизации требуются огромные капитальные затраты. У операторов просто нет таких ресурсов, а поддержка со стороны государства по этому направлению недостаточна. К тому же развитие полигонов не вполне соответствует целям мусорной реформы и вызывает неприятие в обществе.

Мусоросжигательные заводы

В конце прошлого года Госдума приравняла мусоросжигание к утилизации, если при этом производится электроэнергия. Современные технологии действительно помогают снизить экологический вред от термической переработки отходов.

Правда, такой вариант не подходит для малых и большинства средних городов: везти мусор на большой завод дорого, а строить собственный — нецелесообразно. Для крупных городских агломераций сжигание более эффективно. Но с учетом низких цен на энергоносители и вследствие сырьевой ориентации экономики страны здесь довольно остро встает вопрос об экономической эффективности такой альтернативной электрогенерации.

Технологии, отвечающие современным требованиям, стоят в десятки раз дороже, чем можно было бы окупить действующим тарифом. А если экономить на решениях, снова возникает риск спровоцировать социальную напряженность. К примеру, в Московской области жители недовольны проектами заводов, где используются системы очистки дымовых газов предыдущего поколения. Вопрос еще осложняется высокой концентрацией переработки: на каждый завод приходится значительный объем ТКО — около 500—700 тыс. т в год.

По нашей оценке, мусоросжигание на текущем этапе развития применимо для крупных городских агломераций, где есть возможность повышать тариф. Вместе с захоронением этот сегмент в среднесрочной перспективе может занимать 30% в общем объеме утилизации ТКО.

Раздельный сбор отходов

Современные производства так устроены, что зачастую проще и дешевле произвести новое, чем переработать старое. Раздельный сбор и вторичное использование требуют усилий от общества и находятся под экономическим давлением. Прежде всего, из-за цен на вторсырье, которые обеспечивают игрокам низкий доход.

По сути, развитие раздельного сбора и вторичного использования — это вопрос цивилизационного выбора. Участникам процесса нужно решить: считаем ли мы эту концепцию стратегически верной и готовы ли за это заплатить?

Власти, со своей стороны, ищут способ заинтересовать население и утверждают, что раздельный сбор должен привести к снижению тарифов. Такой принцип реализован у нас в Нижегородской области, где за раздельно собранный мусор граждане платят на 20% меньше.

В целом, если участников процесса удастся мотивировать на раздельный сбор и отправку отходов на вторпереработку, таким образом в среднесрочной перспективе можно потенциально утилизировать до 15% мусора.

Карбонизация

Технология карбонизации отходов позволяет ликвидировать мусорные свалки с органической составляющей, которая обычно служит источником неприятных запахов и антисанитарии. Вместе с АО «Центр компетенций по решениям в области обращения с отходами — исследования, разработка, внедрение» мы разработали типовой инновационный проект по карбонизации отходов «под ключ». Производственная мощность нашего решения достигает 100 тыс. т переработки ТКО в год. При этом выбросы в атмосферу примерно в два-четыре раза ниже, по сравнению с традиционными методами термической переработки мусора.

Решение оптимально для населенных пунктов численностью 200—300 тыс. человек и его легко масштабировать и тиражировать. Инвестиции в проект частично окупаются за счет продажи продукта переработки — карбона, который востребован в том числе на международных рынках. И хотя карбонизация подходит в основном для небольших городов, с ее помощью в общей сложности можно утилизировать до 25% российского мусора в среднесрочной перспективе.

Контакт с потребителем

Операторы и население сегодня находятся в конфронтации. Но это состояние деструктивно: стороны нужно «подружить» и сделать так, чтобы они вместе работали над общими задачами.

На самом деле общественные активисты могут помочь операторам совершенствовать операционные процессы. Например, в рамках принципа «жалоба как подарок». Вместо того, чтобы тратить деньги и другие ресурсы на мониторинг и контроль, оператор может использовать обратную связь от населения.

Граждане напрямую заинтересованы в качестве и полноте услуг, а значит, проконтролируют ситуацию лучше любого специалиста. И если правильно работать с информационным потоком от населения, деструктивная конфронтация превращается в продуктивный операционный процесс. А недовольные активисты — в партнеров.

Кроме того, в условиях реформы для операторов важно вовлекать население в раздельный сбор отходов. Для этого наша компания «МСК-НТ» вместе с партнерами работает над созданием инфраструктуры, делающей процесс удобным и технологичным. Речь идет, например, об установке фандоматов для возвратной тары и оборудовании специальных станций по приему опасных отходов. В результате потребители получают возможность вернуть себе залоговую стоимость упаковки, сдав ее в фандомат или аппарат обратного вендинга.

Эффективная поддержка

По экспертным оценкам, для повышения доли переработки с нынешних 5—7% до 60% отрасли требуются капитальные вложения из расчета 3 млрд руб. на каждый 1 млн т ТКО в год. Речь идет о прямых инвестициях на сумму 150—200 млрд руб. в горизонте ближайших пяти лет, не считая капитальных затрат на строительство крупных мусоросжигательных заводов. Эти средства нужны на модернизацию полигонов, комплексы сортировки и вторпереработки, мощности по термической переработке отходов (карбонизация), модернизацию и автоматизацию операционных процессов.

Из-за большой доли неплатежей доходность инвестиций в мусорной отрасли относительно невысока. Цели реформы, направленные на снижение тарифов, осложняют ситуацию, особенно с учетом того, что отрасль не завершила стадию становления, а рабочие инструменты софинансирования отсутствуют.

Опыт смежных отраслей показывает, что часть затрат на объекты сортировки, переработки, утилизации отходов и другую инфраструктуру может взять на себя государство. Например, через профильную компанию «Российский экологический оператор», федеральные и региональные фонды развития. Но пока инструменты поддержки отрасли не работают на практике. И чтобы исправить ситуацию, необходимо снизить давление по софинансированию капзатрат на принципах ГЧП.

Выстраивание эффективного взаимодействия между участниками отрасли и государством позволит смягчить противоречия между обществом и региональными операторами. Это будет достигнуто путем реализации инвестпроектов, направленных на внедрение современных технологий.

Тем более, технологические решения для этого есть. Они разнообразны по стоимости, производительности, набору и качеству конечных продуктов. В отдельных случаях часть вложений в объекты можно компенсировать за счет продажи продуктов глубокой переработки, оптимизации и тиражирования обновленных операционных процессов.

Главная задача инвестора — выбрать оптимальное решение для конкретного города или региона. Поэтому стратегии развития региональных операторов должны быть как можно скорее протестированы. Преимущество на рынке получат те игроки, которые сделают это раньше и лучше других.

Не стоит забывать и о том, что отрасль обращения с отходами живет не в вакууме и тоже пострадает от сложившейся сегодня ситуации. Борьба с распространением коронавируса неизбежно приведет к замедлению экономики и сокращению доходов малого и среднего бизнеса, а затем и населения. Все это спровоцирует рост неплатежей за утилизацию отходов — со стороны как домохозяйств, так и компаний. И чтобы исключить экономическую и социальную напряженность, разумно было бы поддержать операторов гарантиями государства на федеральном и региональном уровнях.

Что меняет мусорная реформа

Цель мусорной реформы — ликвидация незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами. Рассказываем, что она изменит для жителей, бизнесов и чиновников
В 2019 году начались серьезные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Этот процесс называют «мусорной реформой». Формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) был принят в 1998 году. В него многократно вносили различные поправки. Самые значительные поправки были внесены в 2014 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Фактически это означает ликвидацию незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами.

Ожидаемые результаты этой реформы были прописаны в нацпроекте «Экология», который был создан после «майских» указов президента 2018 года. Там появилась цифра 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, 97% идет на полигон.

Реформа предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО.

Реформа для крупных городов

Все города-миллионники в России заслуживают отдельного внимания в реформе. В них проживает основное население, плотность образования отходов выше, больше ресторанов, магазинов, которые создают много коммерческих отходов. И возникает естественный «конфликт» между объемами ТКО граждан и объемами коммерческого сектора.

Например, Москва и Московская область с точки зрения реформы должны быть единой агломерацией, где рождается единый социум в части проживания и перемещения людей. Здесь очень развита межсубъектовая торговля и перемещение товаров. И это всё влияет на образование отходов. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и еще ряда крупных городов-миллионников. Это, в том числе, требует дальнейшей более тонкой законодательной настройки.

Модель замкнутого цикла

Ни один перспективный элемент реформы — к ним относятся сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы — сам по себе не работает эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла. Все элементы развиваются параллельно, но приоритет — это сокращение потребления. Такую культуру потребления нужно подращивать.

Как циклическая экономика может сгладить ущерб природе
Второй элемент — это внедрение простого раздельного сбора, чтобы не вызвать отторжения. Когда говорят, что в каком-то месте 11 баков и это лучше, чем два бака (для смешанных отходов и вторсырья), как сейчас внедряется в Московской области и Москве, надо помнить, что десять лет назад еще не применялись специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить. Из-за этого уже нет необходимости ставить 11 баков, достаточно двух. Они дают лишь на 2–5% меньше вторичных ресурсов.

Перспективы

Потребление надо сокращать, но все равно отходов становится больше, потому что растет качество жизни. Если количество отходов снижается, это говорит о том, что мы начинаем хуже жить, поэтому дай бог, чтобы он рос. При этом надо учитывать среднегодовой темп роста — отходы больших городов растут в среднем на 3–5%. И этот темп не снижается.

Если будет все правильно сделано, будут сознательные предприниматели, а правительство — последовательно регулировать эту отрасль, то к 2030 году порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% — в электроэнергию. Оставшиеся 40% — это все равно пока полигонные захоронения. Это тот баланс, к которому мы можем стремиться.

Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь 3% отходов, а 97% отправляется на полигоны.

Союз трех сторон

Эту реформу нельзя будет сделать без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Здесь союз трех сторон. Это очень важно. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной.

Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. В социально ответственный бизнес, особенно в отрасли с отходами, верить не хотят. Но надо опираться на факты. Поэтому первое, над чем нужно работать, — это доверие.

Если посмотреть вглубь, то законный бизнес по обращению с отходами абсолютно не богатый. Да, он стабильный, но доходы здесь умеренные, кратно ниже, чем в других отраслях. Огромные затраты и финансовые нагрузки, в том числе на строительство новой инфраструктуры, которой сейчас в нашей стране нет — она только формируется.

Указанная цена не является окончательным и точным расчетом, а представляет собой лишь примерную оценку. Точную стоимость могут определить лишь специалисты ООО «МСК-НТ» после уточнения дополнительных параметров, которые могут быть индивидуальными для каждого случая. Итоговая стоимость может быть как больше, так и меньше указанной выше суммы. Для точного расчета можно связаться со специалистами по телефону
8 (499) 400-10-41. также вы можете оставить свой телефон, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Дальнеконстантиновский Перевозский Вадский Шатковский Лукояновский Починковский Первомайск Арзамасский Арзамас Саров Дивеевский Вознесенский Ардатовский Дальнеконстантиновский Перевозский Вадский Шатковский Лукояновский Починковский Первомайск Арзамасский Арзамас Саров Дивеевский Вознесенский Ардатовский Воротынский Пильнинский Сеченовский Краснооктябрьский Большеболдинский Гагинский Бутурлинский Сергачский Лысковский Спасский Княгининский Большемурашкинский Воротынский Пильнинский Сеченовский Краснооктябрьский Большеболдинский Гагинский Бутурлинский Сергачский Лысковский Спасский Княгининский Большемурашкинский