Зона ответственности регионального оператора.
Зоны ответственности собственника контейнерной площадки и регионального оператора однозначно обозначены в п.13 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Российской Федерации от 12.11.2016 №1156: «Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов. При этом обязанность содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».
В соответствии с п.2 Правил погрузка твердых коммунальных отходов предусматривает уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов в части сбора просыпавшихся при погрузке отходов. Уборка мест погрузки ТКО силами МСК-НТ производится постоянно, однако она не предусматривает уборку и содержание всей прилегающей территории контейнерной площадки.
Часто бывает так, что жители складируют мусор не в контейнер, а рядом, на территории контейнерной площадки, причем нередко среди такого мусора оказываются растительные отходы. Должен ли региональный оператор вывозить все отходы?
В соответствии с пунктом 15 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156: «Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации». Потребители, складирующие ТКО вне контейнеров и бункеров-накопителей, действуют неправомерно, в нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ряд региональных и федеральных законодательных актов.
На основании вышеизложенного, у регионального оператора отсутствуют обязанности и основания для вывоза отходов, располагающихся за пределами контейнерных площадок, вне контейнеров и бункеров накопителей, более того, данные действия могут быть расценены как подмена полномочий органов местного самоуправления в части обязанностей по содержанию мест накопления ТКО.
Указанная позиция ООО «МСК-НТ» подтверждается разъяснениями Министерства строительства и жилищно–коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2019 №11696АО/06 и разъяснениями Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 №08-25-53/24802. Отходы, образованные вне пределов жилых помещений, а именно отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не являются твердыми коммунальными отходами с точки зрения действующего законодательства. Соответственно, у Регионального оператора отсутствует обязанность по вывозу указанных отходов в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.